Классический индийский танец – невероятный тандем духовной и физической силы. Каждое движение, каждый жест – это не просто очередное «па», в них заложен общий духовный импульс, пришедший из богатого фольклора Индии.
Если углубиться в историю индийского танца, то, согласно преданиям, этот танец имеет сверхъестественное начало и был порожден одним из главных Богов Индии. С тех пор индийский танец развился, усовершенствовался, но все равно остался тесно связанным с мифами и преданиями. Религия индусов никогда не запрещала танцы, поэтому в храмах для специальных ритуальных движений были построены целые площадки, а на стенах изображены верующие танцоры. Существуют даже поэмы, созданные специально для постановки танца.
Искусство абхинайи – довольно сложная техника. Это выражение эмоций и передача сюжета с помощью правильно подобранных жестов, мимики, грима, костюмов и музыкального сопровождения. Положение руки и пальцев называют хастами (по-другому, мудрами). Каждое положение имеет свое уникальное значение. Поэтому изучать основы индийского танца нужно не только с главных движений, но и со смыслов, вложенных в хасты. Некоторые хасты легко понять, полагаясь на интуицию, к примеру, стыдливое закрывание лица с помощью сари. Кроме того, руки могут показывать разные хасты, образуя новое значение.
Возможно, на первый взгляд индийский танец покажется вам чем-то слишком мудреным, зашифрованным, но не стоит воспринимать все так буквально. В этом танце, как и в других направлениях, присутствует и сюжет, и ритм, и великолепные движения. К примеру, найака (главный герой) и найика (героиня) ругаются, мирятся и т.д. А третий персонаж пытается наладить ситуацию. Казалось бы, все предельно просто, в танце выражается типичная бытовая ситуация. Но нет, к этому смыслу добавляется новый: герой символизирует высшую силу, а героиня – человеческую душу. И эти две высокие материи стремятся к воссоединению. А третьи лица – родные и близкие, всячески помогают им. Таким образом, даже в банальный сюжет танца заложена философия жизни.
Индийский танец разделают на:
Классический – это широко признанный вариант индийского танца, который можно смело разделить еще на несколько подвидов. Одни движения стремятся в земле, а сам танцор двигается на полусогнутых ногах (кучипуди и бхаратанатьям), а другие практически возносят исполнителя к небесам (катхак). Давайте рассмотрим эти примеры подробнее.
Что касается бхаратанатьям, то этот танец долгое время (вплоть до 20-го века) считался частью храмовых обрядов, а его участников уважали и почитали. Танцовщиц бхаратанатьям называли «девадасси» или «баядерки», что в переводе значит «раба Бога», а их движения имели сакральный смысл. Британское правление в начале 20 века изменило отношение к индийским танцорам. Баядерки танцевали в домах землевладельцев, упал их социальный статус и репутация.
Сейчас мы видим тот индийский танец, который представляет нам кинематограф. Классика и индийские традиции сплетаются в невероятно фееричный эффект. Созерцая утонченные, ритмичные и полные чувств движения, мы не можем устоять перед культурой этой удивительной страны. Танцуйте вместе с нами, танцуйте в удовольствие!